Во все времена быстрая переброска основных сил к месту боя или их срочная эвакуация для любого военачальника была головной болью. А если учитывать, что главными ударными подразделениями в армиях мира посей день, являются пехотные части, то эта задача усложнялась в несколько раз. Ведь передвижение пешим маршем или при помощи транспортных средств, приводимых в движение тягловыми животными, не могли обеспечить необходимую мобильность и боевую эффективность войск. Кардинально этот вопрос удалось решить лишь во второй половине двадцатого века, именно тогда пехотные подразделения были преобразованы в мотострелковые и стали действительно моторизированными за счёт поступление на вооружения этих частей бронемашин пехоты и бронетранспортёров.
Бронетранспортёр — это бронированная колёсная или гусеничная боевая машина, предназначенная для перевозки пехоты на места ведения боевых действий. Во времена Великой Отечественной войны эту функцию выполняли ленд-лизовские «Скауты», так как собственного производства такого типа техники у советского союза не было, промышленность для пехоты выпускала только бронеавтомобили. На сегодняшний день Российская федерация располагает следующими образцами:
БТР-80 и его модификации
БТР-80 — один из самых распространённых российских бронетранспортёров, стоящих на вооружении во многих странах мира. Стал поступать в войска в 1986 году на смену БТР-70 и впервые был использован в боевых действиях на земле Афганистана. За всё время принял участие во множестве вооружённых конфликтах и за счёт активных доработок, используется посей день.
Экипаж – 3 человека, мест для десанта – 7. Имеет слабое бронирование, и уязвим для крупнокалиберных пулемётов. Масса машины равняется 13,6 тоннам. Применяемый в нём двигатель – КамАЗ-7403 на 260 л.с., вооружение – пулемёты 14,5-мм КПВТ и 7,62-мм ПКТ, а также система постановки визуальных помех 902В «Туча». БТР-80 богат на модификации, среди которых:
- БТР-80М – от БТР-80 отличается менее мощным двигателем ЯМЗ-238 на 240 л.с. и пулестойкими шинами. Длиннее на 25 см.
- БТР-80К – командирский вариант, укомплектованный дополнительным радиооборудованием.
- БТР-80А – имеет новую башню БППУ-1, а вместо КПВТ комплектуется 30-мм автоматической пушкой 2А72; помимо дневной оптики имеет ночную. Почти на тонну тяжелее БТР-80, состав экипажа уменьшен до двух человек – функцию наводчика выполняет командир бронетранспортёра. Предусмотрены места для 8 десантников.
- БТР-82 – совершенно другой БТР, имеющий двигатель КамАЗ-740 на 300 л.с., улучшенное бронирование, радиооборудование, приборы наблюдения, усовершенствованную систему пожаротушения и множество других улучшений, среди которых все суточный прицел и кондиционер. Комплектуется спаркой КПВТ и ПКТМ. Экипаж аналогичен БТР-80.
Колёсная платформа «Бумеранг»
Прежде чем приступать к описанию этой перспективной боевой единицы, для понимания последующей информации сразу стоит сказать, что отличие БТР от БМП – в том, что приоритетной целью первых является доставка личного состава на место боевых действий. А вторые помимо транспортных функций, предназначены для огневой поддержки наступающей пехоты, именно поэтому они имеют более совершенное бронирование и вооружение. На платформе «Бумеранг», которая в настоящее время проходит испытания, базируются К-16 и К-17:
- К-16 – БТР, имеющий двигатель на 510 л.с., способный развивать скорость по шоссе до 100 км/ч. Вооружается – 12,7-мм «Корд» или 2А72, ПКТМ и две пусковые установки «Корнет». Об экипаже как К-16, так и К-17, ничего не известно, вероятно, будет как у БТР-80А. О прочей комплектации достоверной информации пока что тоже нет, как и о массе машин – она варьируется в районе 20-30 т.
- К-17 – БМП, двигатель которой рассчитан или на 710, или на 750 л.с. Вооружение – что и у К-16, только «Корд»/2А72 заменяет необитаемый боевой модуль АУ220М с 57-мм пушкой тоже являющийся новинкой. Вместо него, может использоваться «Бумеранг-БМ» с 30-мм пушкой 2А42. У К-17, как и у К-16, завышен корпус для обеспечения большей безопасности экипажа от детонации мин. Более конкретная информация будет доступна после их принятия на вооружение.
Гусеничная платформа «Курганец-25»
Ещё одна линейка бронемашин для российской армии. Как и «Бумеранг», предлагает БМП и БТР:
- Б-10 – БТР с экипажем 3 человека и восмью местами для десанта. В качестве вооружения – неизвестный модуль, информация о котором станет доступна после испытаний. Двигатель – ЯМЗ-780 на 750 л.с; по шоссе БТР разгоняет скорость до 80 км/ч, более того – способен преодолевать водные преграды на скорости до10 км/ч. Имеет активную защиту «Афганит» и динамическую «Кактус». Весит, в зависимости от комплектации, 20-25 т.
- Б-11 – БМП, имеющая вооружение как у К-17 (была замечена только в варианте с «Бумеранг-БМ») и не отличается от Б-10. Ситуация, как и с «Бумерангом» – подробности станут доступны после испытаний.
На сегодняшний день Россия в области производства бронированных транспортных средств для армейских нужд является мировым лидером и вряд ли уступит своё первенство в этой области в ближайшие десятилетия кому-либо. К тому же не следует сбрасывать со счетов и тяжёлую платформу такую как Т-15, которую показали на параде 2015 года. В результате всех этих разработок страна не останется без бронетранспорта, ведь государственные испытания идут, а создаваемые образцы – перспективны.